- моравские братья
мора́вские бра́тья, дореформационная протестантская деноминация. Другие названия Моравская церковь, гернгутеры. Самоназвание Unitas fratrum («Единение братьев»). Основана в 1457 последователями Яна Гуса, вдохновлёнными идеями другого церковного реформатора Петра Хельчицкого. На первых порах религиозное объединение называлось богемскими братьями, но после разгрома во время контрреформации значительная часть их перебралась в Моравию. Долгое время деноминация существовала в глубоком подполье. В 1722 Кристи Давид вывел представителей этой деноминации в Саксонию, где сочувствовавший им немецкий пиетист (сторонник мистического учения в протестантизме, придававшего первенствующее значение личному благочестию) граф Николаус Людвиг Цинцендорф (17001760) предоставил им для жительства свои земли. На этих землях мигрантами было основано поселение Гернгут («владение господне»). Под влиянием Цинцендорфа в церкви произошло духовное возрождение и появились сильные пиетистские элементы. Деноминация стала теперь называться моравскими братьями или гернгутерами, а Цинцендорф в 1737 посвящён в сан епископа.
Формально вероучением моравских братьев является лютеранское Аугсбургское исповедание. Следует, однако, помнить, что моравские братья всегда с недоверием относились к любым доктринам и приняли Аугсбургское исповедание с определёнными оговорками. С другой стороны, ортодоксальные лютеране весьма подозрительно относились к проповедуемой Цинцендорфом «религии сердца».
Священное Писание признаётся моравскими братьями единственным источником веры и руководством, обязательным для всех верующих. Они верят в Божественную Троицу, наличие двух естеств у Иисуса Христа, его второе пришествие, всеобщую греховность людей. Моравские братья практикуют детское крещение, хотя и допускают крещение взрослых, совершают также таинство евхаристии. Существует у них и конфирмация.
В богослужении упрощённый вариант литургии сочетается со свободной, импровизированной молитвой.
моравские братья не всегда создают самостоятельные церкви и кое-где предпочитают быть церковью внутри церкви (чаще всего в составе лютеранской церкви).
Среди духовенства выделяются 3 ступени: высшая епископы, средняя пресвитеры (священники), нижняя диаконы (впрочем, все эти три священных сана не вполне идентичны соответствующим католическим). В отличие от лютеран, у моравских братьев священники не имеют священных облачений, и лишь при совершении таинства евхаристии надевают белый стихарь (длинную одежду с широкими рукавами).
Церковное устройство сочетает епископальные и пресвитерианские черты. Моравская церковь делится на 4 церковные провинции: Европейскую (Германия, Нидерланды, Швейцария, Дания), Британскую (Великобритания), Северо-Американскую и Южно-Американскую. Помимо этих «домашних», как их называют, провинций, существуют ещё миссионерские провинции, тоже со временем переходящие к автономии. Внутренние же церковные дела решаются каждой конкретной общиной, хотя она и должна следовать линии, проводимой провинциальной церковной организацией.
Миссионерская работа, проводимая моравскими братьями, привела к распространению деноминации далеко за пределы территории своего раннего бытования. При общей численности моравских братьев 0,6 млн. человек 230 тыс. из них сосредоточены в Танзании, 102 тыс. в ЮАР, 58 тыс. в США, 48 тыс. в Суринаме, 37 тыс. в Никарагуа (главным образом среди индейцев-мискито), 17 тыс. в Доминиканской Республике, 11 тыс. на Ямайке, 21 тыс. в Германии и т. д. В Чехии, где была основана деноминация, в настоящее время насчитывается лишь 5 тыс. моравских братьев.
П. И. Пучков
Народы и религии мира. - М.: Большая Российская энциклопедия. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. 1998.